Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — культовая компьютерная игра в жанре RPG, выпущенная компанией Troika Games в 2001 (релиз состоялся 23 июня 2001). Действие игры разворачивается на континенте Арканум, в котором магия и другие атрибуты жанра фэнтези сочетаются с развитой технологией уровня XIX века (таким образом, игру можно отнести и к жанру стимпанк). Игра создана компанией, которая откололась от Interplay Entertainment (компания-разработчик культовой игры Fallout) и во многом продолжает традиции Fallout. Как и обе части Fallout, Арканум очень широко известен в кругах ценителей качественных RPG (наравне с прародителем), но коммерческого успеха не имел (в США было продано 234 000 экземпляров), что стало одной из причин финансового кризиса Troika Games.
Игра ни разу не была официально издана в России; все имеющиеся переводы на русский — труд энтузиастов. Ролевая система
Ролевая система игры схожа с системой SPECIAL, использовавшейся в Fallout, но при этом имеет ряд существенных отличий. Она очень вариативна и позволяет создавать совершенно непохожих друг на друга по стилю игры персонажей. Рост персонажа ограничен 50 уровнями (многие игроки достигают 50-о уровня уже к середине игры — это следствие прохождения в стиле Diablo), но существуют любительские патчи, позволяющие изменить это ограничение; изначально персонаж получает пять очков для распределения и потом по одному очку при достижении нового уровня (два очка при достижении каждого пятого уровня). Каждое очко опыта может быть использовано следующим образом: -Повышение значения любой первичной характеристики на 1; -Повышение значения любого навыка на 20 %; -Повышение здоровья (англ. hit points) или усталости (англ. fatigue) на 4 единицы; -Изучение нового заклинания или технологии.
Таким образом, система распределения опыта в игре является вполне простой для освоения и при этом очень гибкой.
Большинство персонажей так или иначе имеют специализацию либо в магии, либо в технологии. Степень близости персонажа к магии или к технологии определяет параметр Aptitude, от которого, в свою очередь, зависит отношение к нему магов и технологов и сила заклинаний. Эльфы изначально имеют 15 пунктов Aptitude в сторону магии, полуэльфы 5 пунктов, гномы 15 пунктов в сторону технологии. Кроме того, Aptitude зависит от соотношения изученных персонажем заклинаний и технологий. Первичные характеристики персонажа
Сила (англ. Strength) — определяет, сколько урона персонаж может нанести или выдержать. Для успешного применения оружия также требуется минимальный показатель силы, индивидуальный для каждого вида оружия. Телосложение (англ. Constitution) — определяет запас усталости, а также сопротивляемость ядам и некоторым заклинаниям; Ловкость (англ. Dexterity) — как общая координация движений, влияет на многие навыки больше, чем любая другая характеристика; Красота (англ. Beauty) — определяет первоначальную реакцию других персонажей на игрока; Интеллект (англ. Intelligence) — особенно важная характеристика для технологов (определяет максимальную степень развития технических школ) и в меньшей степени для магов (определяет количество одновременно поддерживаемых заклинаний); Сила воли (англ. Willpower) — одна из важнейших характеристик для магов (аналогично интеллекту для техников); Восприятие (англ. Perception) — способность замечать окружающее. Также влияет на эффективность использования дальнобойного оружия; Обаяние (англ. Charisma) — способность убеждать других и изменять их первоначальную реакцию. Влияет на максимальное количество спутников игрока.
Навыки (skills)
Потратив очко опыта на повышение навыка, персонаж увеличивает его на 20 %; для повышения навыка также требуется определённый показатель одной из первичных характеристик (6, 9, 12, 15 и 18). По мере того, как навык повышается, есть возможность стать учеником (англ. Apprentice), экспертом (англ. expert) и мастером (англ. master) этого навыка, что даёт дополнительные бонусы к навыкам; для этого надо найти учителя соответствующего навыка и заплатить ему, а для получения навыка мастера — выполнить задание (эта особенность заимствована из ролевой системы Might & Magic). Все навыки разделены на четыре группы — боевые, социальные, воровские и технологические.
Боевые (англ. combat)
Уклонение (англ. dodge, зависит от ловкости); Рукопашный бой (англ. melee, зависит от ловкости); Стрельба из лука (англ. bow, зависит от ловкости); Метание (англ. throwing, зависит от ловкости).
Воровские (англ. thieving)
Удар в спину (англ. backstab, зависит от ловкости); Воровство (англ. pick pocket, зависит от ловкости); Умение красться (англ. prowling, зависит от восприятия); Обнаружение ловушек (англ. spot trap, зависит от восприятия).
Социальные (англ. social)
Убеждение (англ. persuasion, зависит от обаяния); Способность торговаться (англ. haggle, зависит от воли); Азартные игры (англ. gambling, зависит от интеллекта); Лечение (англ. heal, зависит от интеллекта).
Технологические (англ. technology)
Огнестрельное оружие (англ. fire arms, зависит от восприятия); Ремонт (англ. repair, зависит от интеллекта); Взлом (англ. pick lock, зависит от ловкости); Создание и обезвреживание ловушек (англ. arm trap, зависит от восприятия).
Школы магии
Вся магия в игре разделена на 16 школ, каждая из которых включает по пять заклинаний: Перемещения (англ. Conveyance) — заклинания этой школы позволяют манипулировать предметами; Предсказания (англ. Divination) — позволяет получить скрытую информацию о предметах; Воздух (англ. Air) — содержит заклинания, которые управляют воздухом и ветром; Земля (англ. Earth) — содержит заклинания, которые управляют землёй и камнями; Огонь (англ. Fire) — содержит заклинания, которые управляют огнём и теплом; Вода (англ. Water) — содержит заклинания, которые управляют водой и льдом; Сила (англ. Force) — заклинания, основывающиеся на управлении чистой энергией; сюда входят наиболее мощные боевые заклинания, в том числе дезинтеграция (англ. Disintegration), позволяющая мгновенно уничтожить не только живое существо, но и двери, сундуки и многие другие предметы, с которыми способен взаимодействовать игрок; Ментальная (англ. Mental) — включает заклинания, позволяющие управлять разумом; Мета (англ. Meta) — заклинания, влияющие на другие заклинания; Трансформация (англ. Morph) — заклинания этой школы изменяют форму предметов и существ; Природа (англ. Nature) — управляет растениями, животными, а также природными силами; Чёрная некромантия (англ. Necromantic Black) — заклинания, негативно влияющие на жизненные силы существ; Белая некромантия (англ. Necromantic White) — заклинания, позитивно влияющие на жизненные силы существ; Иллюзия (англ. Phantasm) — заклинания, контролирующие свет и способные создавать иллюзии; Призыв (англ. Summoning) — заклинания, позволяющие призывать различных существ, сражающихся на стороне заклинателя; Временна́я (англ. Temporal) — заклинания, влияющие на течение времени.
Технологические дисциплины
В игре представлено восемь дисциплин, каждая из которых содержит семь схем: Гербология (англ. Herbology) — изучение трав и их влияния на тело; Химия (англ. Chemistry) — изучение искусственных веществ и их отрицательного влияния; Электрика (англ. Electric) — исследует все, связанное с электрическим зарядом и магнетизмом; Взрывчатые вещества (англ. Explosives) — занимается исследованием нестабильных веществ; Создание огнестрельного оружия (англ. Gun Smithy) — проектирование и создание огнестрельного оружия Механика (англ. Mechanical) — изучает физические свойства материалов; Кузнечное дело (англ. Smithy) — создание холодного оружия и доспехов; Терапия (англ. Therapeutics) — изучение искусственных веществ и их положительного влияния. По изученным схемам игрок может создавать предметы. Также в игре можно найти схемы, изучение которых позволяет создавать другие предметы на основе созданных. Обычно это требует определённых познаний сразу в двух дисциплинах.
Игровой мир
Карта мира Арканум
Действие игры происходит в мире Арканум, на континенте, со всех сторон окружённом водой. Неизвестно, есть ли в этом мире какие-либо ещё континенты. Об истории этого мира в игре сообщается очень мало. Известно только, что к моменту начала событий игры (1885 год) в мире Арканума активно развивалась технология, а крупнейшим промышленным центром стал город Тарант.
Магия и технология
В мире Арканум с древних времён главенствовала магия, но после изобретения паровой машины начался рост промышленности и изобретательства. Выяснилось, что магия и технология не могут сосуществовать. Магическое воздействие хаотически изменяет естественные законы, что делает невозможным использование машин совместно с магией. При этом не было найдено никаких закономерностей в этих изменениях, как и способов экранирования магического воздействия. Поэтому любое воздействие магии вызывает совершенно непредсказуемое поведение любых механических и электрических механизмов, обычно приводящее к их поломке.
Основные локации мира Арканум
Туманные Холмы (англ. Shrouded Hills) — небольшой шахтёрский городок, первое поселение, в которое по сюжету игры прибывает протагонист; Тарант (англ. Tarant) — крупный индустриальный город, в котором есть метрополитен, железная дорога и крупнейший университет; Каладон (англ. Caladon) — довольно крупный портовый город на юго-западе материка, столица королевства Арленд (англ. Arland); Роузборо (англ. Roseborough) — город, знаменитый сооружением под названием Кольцо Бродгара (англ. Ring of Brodgar), внешне напоминающим Стоунхендж; Эшбери (англ. Ashbury) — портовый город, соединённый железной дорогой с Тарантом; Дернхольм (англ. Dernholm) — столица королевства Камбрия (англ. Cumbria), некогда могущественного, но потерпевшего поражение от Таранта, которое привело Камбрию в упадок; Тихие Воды (англ. Stillwater) — город к северу от Таранта, знаменитый производством мечей; Кинтарра (англ. Qintarra) — лесной город эльфов, расположенный на деревьях; Черный Корень (англ. Black Root) — небольшой портовый город между Тарантом и Дернхольмом, который решил отсоединиться от Камбрии и присоединиться к Таранту; соединён железной дорогой с Тарантом; Тулла (англ. Tulla) — центр магии Арканума; о существовании этого города знают немногие; Деревня Бедокаан (англ. Bedokaan Village) — поселение разумных ящеров бедокаан в Тёмных Топях; Т’сен-Анг (англ. T'sen-Ang) — лесной город тёмных эльфов, также, как и Кинтарра, расположенный на деревьях; Клан Колеса (англ. Wheel Clan) — Крупное сообщество гномов к северу от истоков двух рек;
Сюжет игры линеен, но в самый последний момент есть выбор, кардинально меняющий финал игры. Также имеется огромное количество побочных заданий, многие из которых имеют несколько вариантов решения. Ключевые моменты в их решении повлияют на будущее мира, которое будет показано по прохождении игры в виде слайд-шоу с объяснениями.
Началом игры служит падение дирижабля Зефир, летящего из Каладона в Тарант. Дирижабль был сбит полуограми, на вооружении которых находились самолёты, ещё не известные в мире Арканум. Главный герой игры был единственным, кто сумел спастись. На земле он обнаружил умирающего карлика, который передал ему кольцо и рассказал бессвязное предостережение о скором приходе Зла в этот мир. Поиски того, кому надо отнести кольцо, а также последующие события и становятся основой сюжета игры. Интересные факты В отличие от большинства других RPG своего времени (в том числе и Fallout), в Arcanum нет разбиения на локации. Теоретически можно пересечь весь континент, ни разу не увидев экрана загрузки; Некоторые считают, что совпадение имени Вирджила с римским поэтом Вергилием (англ. Virgil) неслучайно — чаще всего он является главным спутником главного героя на протяжении всей игры так же, как в Божественной комедии Вергилий является спутником Данте; На карте мира можно найти множество второстепенных локаций, в которых находятся интересные персонажи и предметы. Например, Пещера волков, которая часто случайно обнаруживается на дороге из Туманных Холмов в Дернхольм. Некоторые локации вообще не отображаются на карте мира.
Пасхальные яйца
Имя и фамилия изобретателя Гилберта Бейтса из Таранта, так же как и его богатство и противоборство с Эпплби (англ. Appleby — намёк на компанию Apple), являются намёком на Билла Гейтса; Двухголовая корова, которая находится в музее Таранта, является копией коровы из игры Fallout. Даже речь персонажа указывает на это: «Где-то я её уже видел…»; Кролик Ворпал, который призывается при помощи магии мечом Тихих Вод, является пародией на американский символ Пасхи — белого кролика Ворпала[источник не указан 254 дня]. Капитан Эдвард Тич, помогающий герою в морских путешествиях, — явный намёк на известного пирата «Чёрную Бороду». Кролик-убийца, обитающий неподалёку от Стиллуотера, видимо, является отсылкой к фильму «Монти Пайтон и Священный Грааль». В начальном диалоге с Вирджилом есть развитие, при котором он называет игрока Choosen One — имя главного героя Fallout 2.