«Арканум» — не из тех игр, которые, что называется, «прошел и забыл». Неисчерпаемая глубина мира позволяет с удовольствием исследовать его снова и снова, каждый раз находя что-нибудь новое. После унылых постъядерных пейзажей «Фоллаута» он радует глаз пышной зеленью, роскошными одеждами и колоритной архитектурой. Когда проходит первое впечатление, ему на смену приходит второе — не худшее, но красочная графика тут уже ни при чем. Это сродни исследованию айсберга. Стоит лишь немного погрузиться — открываются его истинные масштабы.
Законы, по которым живет мир «Арканума», являют собой гибкое сплетение обстоятельств, происшествий и личностей. Каждая черта характера персонажа, каждое умение или особенность влияет на развитие событий, создавая невероятное многообразие сюжетных поворотов. В одном городе на полуорка бросят косой взгляд, в другом ни под каким соусом не пропустят темного эльфа. На субъекта с минимальным уровнем красоты будут бросаться все, кому не лень — видимо, добить урода, чтобы не мучался... А неотразимая девушка, напротив, способна добиться желаемого теми средствами, которые недоступны менее привлекательным особам. Туповатому полуогру не овладеть магией и технологией, зато он лучше других умеет говорить на языке дубины и камня.
Разработчики постарались на славу, наделив персонажей подробной и продуманной историей. В ту же копилку — литература: от научных трудов до национальной эльфийской поэзии. А чего стоят дневники, к примеру, Кергана или Крака-Тура! Наконец, диалоги вызывают всю гамму чувств от умиления до восхищения, но уж никак не оставляют нас равнодушными. И протекают совсем по разному в зависимости от личных качеств собеседников. К примеру, персонаж с рекордно низким интеллектом с трудом может связать два слова, зато доставит вам массу удовольствия своими репликами и записями в дневнике... Путешествие с Вергилием
Все начинается, как вы помните, с падения злосчастного дирижабля. Именно здесь появляется наш верный проводник, имя которого обычно почему-то принято переводить как Вирджил, а на самом деле — Вергилий. Это не случайно: ведь он становится на первых порах как бы провожатым нашего героя в этом странном мире (как Вергилий для Данте в аду).
Вергилий — единственный спутник без строгого шаблона развития. И тут же небольшая забавность — если вы играете полуорком-варваром, попробуйте обхамить Вергилия. Он почему-то сразу сменит гнев на милость и проникнется уважением к вашей персоне.
Не спешите покидать место аварии. Среди груды барахла в карманах у трупов найдется немало интересных вещей, которые пригодятся для развития технического навыка. Остальное, увы, придется просто выкинуть.
Неподалеку есть туннель с духом неупокоенного Брего, где при определенной педантичности несложно найти любимую трубу полуогра Сога. Это первое, что он с радостью схватит в руки, как только вы встретите его на своем пути и возьмете команду. Но учтите: полуогр с отрезком трубы — зрелище не для слабонервных, реакция окружающих сразу ухудшается на 10 единиц.
Самое необычное место — сундук хищника-шамана. Обязательно загляните в него. Если вы принадлежите к малой расе, найдете доспех для полуогра. Технолог обнаружит там магическое оружие. Ну а персонажу с интеллектом 1 достанется мудреное техническое пособие, которое он даже прочесть не может. Другими словами, кем бы вы не играли, в сундуке обязательно будет какая-нибудь ценная вещь, но по чистому совпадению — предельно бесполезная лично для вас. Вот такая ирония судьбы.
Закончив прочесывать местность, пора отправляться восвояси. И рука уже сама тянется к карте... не спешите. Если вы чувствуете в себе достаточно сил — физических или магических — лучше прогуляйтесь пешком, не используя карту. Отведя душу на нескольких волках, которые обязательно встретятся по дороге, вы прибудете в пункт назначения с двумя лишними уровнями опыта. Ну а маленьким и хлипким лучше, напротив, пройти по карте — а то еще загрызут в пути ненароком...
Туманные холмы
В Туманных холмах в первую очередь стоит поговорить с констеблем Оуэнсом, который вечно жалуется на беспорядки на вверенной ему территории. Если на него слегка надавить, выяснится много интересного о его связях с бандой Лукиана Безмозглого и о том, сколько ему платит мистер Ристецце. Правда по окончании беседы он уже считает вас опасным свидетелем и норовит убить, но ведь информация всегда ценнее!
Самая дорогая вещь в городе — вклад дока Роджерса (500 монет). По сценарию вам, как водится, предложат предотвратить ограбление банка, чтобы получить от благодарного вкладчика ценный подарок (магу — волшебный меч, технику — револьвер, недалекому но сильному громиле — хороший топор). Но что мешает потом самому ограбить этот самый банк? Помимо пятисот монет, в соседних сундуках вы найдете часы, гарду и два листа металла. Интересно — кто додумался сдать на хранение вещи, которые обычно встречаются в мусорных баках?
После ограбления разгневанный док Роджерс обязательно станет поджидать вас на мосту при следующем посещении города. При его «эксперте» огнестрельного оружия и хорошем револьвере это чревато, но 500 монет — выгода неоспоримая.
Мистер Ристецце крайне падок на лесть, чем грех не воспользоваться. После одного удачного разговора вы станете обладателем не только информации о Шулерах, но и пятипроцентной скидки на его товары. В противном случае придется выполнить пару его заданий.
Перед домом Тунов в странном ботаническом сочетании растут картофель и лимоны. Их коммерческая ценность равна нулю, но при наличии определенных навыков по химии вы сможете без труда изготовить из них батареи (схему этих «картофельно-лимонных» батарей ищите в клане Колеса).
Еще перед домом Тунов вам встретится корова по кличке Старая Бесси, названная, что характерно, в честь ныне покойной Бесси Тун. Видимо мать семейства при жизни не пользовалась особой любовью родичей.
Таверна — еще одна интересная локация. В первой комнате вы найдете сундук с 16 золотыми монетами. В нем же лежат дамские ботинки и платье, с продажи которых можно выручить еще около сотни. Но обратите внимание: все постояльцы здесь — мужчины. Подозрительно!
Здесь же к вам присоединяется Сог Кружка Меда — большой глупый полуогр, способный отыскать путь к ближайшей таверне откуда угодно, хоть из Вендигродской пустыни, хоть из Пустоты (если вы хорошо обыскали туннель возле дирижабля, то у вас и презент для него есть). Но вот какой казус. Если вы играете малорослым персонажем (гном, карлик, хоббит) с длинномерным оружием (например, посохом) — попробуйте пробежаться у Сога между ног. Вы увидите, как резко ухудшается его реакция на вас...
Кстати — с Согом легко поссориться, если напасть на жителей Туманных холмов. При обаянии 20 он готов помириться за бутылку вина, или картофельного самогона Нориана — такова уж природа полуогров.
Чтобы покинуть город, как известно, придется убрать с моста банду Лукиана. Для этого есть множество способов — украсть ключ, настучать по забралу, заплатить тысячу монет или выполнить поручение главаря шайки. Но самый эффективный и выгодный — сообщить Лукиану о том, что вас прислало Тарантское подполье и что оно не довольно его деятельностью. С вашей стороны потребуется хороший навык убеждения, с его — взятка в размере 200 монет и свободная дорога.
10 часто задаваемых вопросов
Не раз и не два приходится встречать одни и те же вопросы по «Аркануму», на которых «застревают» даже достаточно опытные игроки. Вот ответы на некоторые из них:
Какое самое сильное оружие в «Аркануме»?
-Ружье «Тесла» — оно получается по схеме из зеркальной винтовки и посоха «Тесла». Схему поищите в клане Колеса или купите у оружейника, зеркальная винтовка есть у Мастера Огнестрельного Оружия, а посох «Тесла» — последнее открытие в школе электрики.
Чем лучше всего вооружить напарников?
-Напарники достаточно умны — при попадании в инвентарь подходящего оружия они вооружаются сами. Полуогру Согу — палаш, Вергилию — легкий магический меч, Воллинджеру — пистолет, Магнусу — топор (хотя он и так неплохо орудует руками). В целом — смотрите по характеристикам и умениям и не делайте абсурдных ходов. Ворона с палашом — это грустно, ей бы скорее лук....
-Почему Вергилий и другие компаньоны на меня постоянно обижаются и норовят уйти?
Советую перестать истреблять все города на своем пути — у них там, вообще-то, родственники иногда бывают. А что касается Вергилия — он особенный. С ним нельзя делать то «добрые» поступки, то «злые» — определитесь с политикой раз и навсегда. Кроме того, поднимите обаяние до 20 — тогда от вас уж точно никто не уйдет.
-Забыл взять на острове хрусталь для очков, а больше нет нигде — застрял насмерть. Что делать?
Кристалл Каторна можно найти, например, в замке Эшбери или клане Каменотесов. остальное сделает мастер по изготовлению очков. Не бесплатно, конечно.
-В Туманных холмах упоминается задание по поиску медальона продавщицы зелий. Где он находится?
На шее старого знакомого эльфа по имени Мирт, в Тихих Водах.
-Где бы взять отмычки? А то без них ничего, что заперто, не открывается.
Их можно поискать в Тарантских мусорных корзинах, возле Приюта Нищего. Или купить у членов подполья.
-В задании меня просят стащить чего-то из бейтсовского дома. Я-то не против, но не рассорит ли это меня со стариком?
Вся прелесть воровства в том, что не пойман — не вор. Главное тихо.
-Я заметил, что хлам в рюкзаке уменьшает мою скорость, но как он влияет на скорость присоединенных персонажей?
Так же, как и на скорость главного героя, просто это не всегда заметно.
-А можно ли красть вещи, надетые на безличных персонажах, и если да, то как?
Да. Надо поднять навык воровства до мастера — тогда даже доспехи с живых охранников можно снимать при всем честном народе.
-У меня отказываются работать свитки. Что бы это значило?
Это «бы значило», что вашему персонажу не хватает интеллекта (меньше 3), или он слишком увлекается технологией. Магия и технология взаимно исключают друг друга. Но для магов и для технологов есть аналогичные предметы — к примеру, вместо свитка воскрешения можно воспользоваться зельем оживления, которое можно достать у травниц.
Дернхольм
В Дернхольме — столице Кумбрии — возле места появления расположены два маленьких домика. В правом можно разжиться пятью магическими средствами от легких ран и пятью флаконами целебной мази. В левом — забавный баг: стойка для оружия, носящая гордое название «шкафа».
У торговца Чарльза Долана есть замечательная вещь — банджо. Этот абсолютно бесполезный предмет — уникальный представитель музыкальных инструментов в игре. Продать его не получится — все в один голос скажут, что эта вещь — краденная. И откуда узнали?
В таверне сидит Волинжер. Тип определенно полезный — это один из двух знатоков огнестрельного оружия (второй — Франклин Пейн). Для присоединения его к команде достаточно 15-го уровня вашего персонажа. Однако осторожный Вергилий советует не общаться с ним, и имеет на то определенные основания. За Волинжером нужен глаз да глаз —он постоянно норовит обокрасть богатых жителей, но не всегда удачно. Итог — проблемы для всей группы. Любит родной Дернхольм, поэтому очень болезненно реагирует на попытку атаковать его жителей. Но при обаянии 20 — с готовностью пойдет на мировую за бутылку вина (эстет!).
Также в Дернхольме можно поиграть роль свахи, а потом еще долго радоваться счастливой парочке Гледис и Арчибальда (а колечко-то вот оно). Наградой за объединение двух сердец станет, как водится, карма, а также забавное примечание в дневнике персонажа.
Еще одна достопримечательность — местные копи. Они поддаются осмотру достаточно хитрым образом, только после достижения персонажем сорокового уровня. Общаясь со стражником, обхамите его с ног до головы. «Ты что — в копи захотел?» — поинтересуется он. Остается только пылко воскликнуть «Да! Да!» и дело сделано, хоть и немного насильственно. Не проходите мимо грустящего за решеткой хоббита. Приз за его освобождение — карта Вендигрота — вещь полезная и познавательная.
Тарант
Тарант — наиболее протяженный по площади город. Самое приличное место в Таранте, без сомнения, — заведение мадам Лил. Ну где еще предложат таких хороших и недорогих девочек — приблизительно по 150 монет, а если возьмете сразу нескольких, то еще и скидку дадут? Если вас вдруг смущает, что девочки недостаточно одеты, купите в любом магазине четыре платья (но ни в коем случае не платья служанки) и бросьте под ноги девушкам — они с радостью оденутся. При этом реплика диалога «...так вот почему на них так мало одежды!» отпадет сама собой.
Кроме того, мадам Лил — милая женщина. Она трогательно заботится о девушках, а также, судя по всему, о некоторых влиятельных людях города. Осмотрев ее карманы, вы найдете подарок для мисс Регины Хальстер — она входит в состав горсовета Таранта.
Для истинных гурманов заведение с радостью предложит... овечку, наверняка уже хорошо знакомую многим. Интересно другое — какой бы расы вы ни были, стоит только снять одежду, как отношение овечки к вам резко переменится на «подозрительно». Видать, чует неладное...
Всем женским персонажам мадам Лил дает задание «быть ласковой» с неким мистером Франклином (это простой толстый хоббит). Что интересно — у него действительно извращенный вкус: после работы отношение к женщинам-эльфийкам у него падает, а к полуорчицам резко возрастает. Последним он при каждой следующей встрече дает по 500 монеток, в то время как всем остальным — по 200. Вот такие тут хоббиты...
Из других достопримечательностей стоит посетить мадам Тюссо с ее «домом секретов». Пророчица дает отгадки для многих заданий и радостно делится информацией. К примеру, именно она расскажет, где искать прекрасную картину «Керган и Персифона», вокруг которой столько шума. Информация для ловеласов — владелица картины с удовольствием переспит с мужчиной, внешние данные которого больше 15.
Хитрый Саймон Плуг, на первый взгляд, беден, как церковная крыса. С крысами, к слову, у него давние счеты — он будет просить очистить от них склад, взамен предлагая все, что вы сможете унести с этого склада (уйму технического сырья). Однако если внимательно осмотреть его карманы, там обнаруживается 250 монет.
Знаменитая тарантская библиотека, к сожалению, в некоторых переводах не смогла сберечь лучшие образцы литературы Арканума. Мораль — пользуйтесь оригинальной игрой, если хотите на досуге почитать эльфийскую поэзию Киррена или остросоциальный труд «Оркский вопрос» в двух томах.
На тарантийском кладбище встречаются цитаты из мировой литературы и старых анекдотов — внимательно изучите надгробья. На одном из могильных камней вы, к примеру, найдете грустную фразу «Заплатил налоги...». Видимо, это и стало причиной смерти бедолаги.
Еще один парадокс для наблюдательных. В сундуке у профессора Тристана Фенвика незатейливо хранится яд летийской виверны. А ведь именно он с пеной у рта громче всех кричал, что ее не существует!
А вот другая находка — пожалуй, одна из самых ценных. В доме мистера Вилоусби (налево от входа в Тарант, возле кладбища) в задней комнате стоит сундук. Если его тихонько вскрыть, не испугавшись злобного полуогра, вам будет счастье в размере 3600 (!) монет. На начало игры это — значительный капитал. А чуть ниже вы найдете комнату с механическими пауками и схемой пиротехнического топора.
У Ф. Г. Парнелла можно найти разные диковинки... Вот только почему все утверждают, что уже где-то видели двухголовую корову? И Радиоактивные Пустоши какие-то вспоминают...
Подземные города гномов
В «Аркануме» существует несколько поселений этого чудесного народа. У каждого, разумеется, своя история и свои особенности. Шахты Черной горы характерны тем, что отношение всех спутников к вашему персонажу резко падает, если вы пойдете на нижний уровень. Но прогуляться туда все же стоит — там лежат схемы пиротехнического лука.
Другая обитель гномов — клан Колеса. Одно из достаточно известных заданий в игре — привести сюда Торвальда Два Камня с острова Отчаяния. Приглядывайте за ним в оба. Торвальда хлебом не корми — дай только раздобыть где-нибудь здоровенный булыжник и занять им весь инвентарь. А ваш персонаж потом даже не сможет выкинуть чертову каменюку из-за недостатка силы. Два камня — они два камня и есть... Где второй, в общем, тоже понятно.
В клане Каменотесов можно увидеть самых высоких гномов. Подобные неестественные телосложения в игре встречаются довольно часто — доведется встретить даже хоббитов ростом в два с лишним метра. Вот что бывает, когда мир фэнтези сталкивается с жестокой техногенной наукой.
Магия, впрочем, тоже не отстает. Например Йормунд из Куинтары на определенной стадии меняет свой рост после наложения на себя заклятия «тело из огня». Мутации, мутации...
Тихие воды
Город расположен неподалеку от клана Колеса. Главная достопримечательность — это храм Гештианы Бриджит. Как известно, у них похитили статую, за возвращение которой ваш персонаж чудесным образом получает +1 к внешности. А если вы еще и согласитесь задержаться на праздник — примете участие в прекрасной оргии.
Другой «прикол нашего городка» — местная легенда — гигант Тихих Вод. Согласно преданиям, это голубой кролик, способный превращаться в огромное чудище. Мирт даже дает задание — найти зверя и принести его шкуру. Удовлетворившись фальшивкой, похищенной из музея, Мирт дает информацию о местонахождении эльфийского города Кинтары и указывает место перевала через горы. Но судя по всему, джентльмен — большой шутник. Покопавшись у него в комоде, вы без труда найдете банку с голубой краской (которой он скорее всего и красит фальшивого «гиганта»).
Забавнее другое — покидая город, у вас есть немалый шанс встретить настоящего Гиганта Тихих Вод. Вот был бы сюрприз для Мирта...
Остров отчаяния Здесь можно найти ядовитые перчатки — внимательно осмотрите кучу мусора во время выполнения задания с Похитителем Времени. При достаточном навыке воровства перчатки несложно использовать для устранения некоторых персонажей (например, охранников). Стоит подкинуть их кому бы то ни было, как он их немедля надевает. Через часок можете смело собирать его вещи.
Еще одна ценная локация — яма, в которой происходит что-то вроде гладиаторских боев. В них можно поучаствовать, прервав бой в тот момент, когда вы посчитаете нужным. Но если дойти до конца, победив финальную троицу хоббитов (воина, мага и клирика — только вора не хватает), получите статус победителя ямы. Звучит гордо.
Наконец, несчастную девушку Синтию, которая спит и видит сбежать из лагеря каторжников, большинство игроков интуитивно направляют в лагерь амазонок и успокаиваются. Но если вы располагаете достаточным обаянием — попробуйте доставить ее на Континент, полюбовно договорившись с капитаном корабля. Высадив ее в Эшбери, вы получите намного более значительный прирост кармы.
Эшбери
В доме возле кладбища живет великий мастер удара сзади. При первом же беспокойстве он оттуда телепортируется невесть куда, и найти его потом — дело нешуточное. Но если оперативно наложить заклятие «Рассеять магию», сбежать он не сможет и будет вынужден обучить вас своему мастерству.
Один раз вам доведется наблюдать сценку типа тех, которыми так любит пугать народ Общество защиты животных. Это карлик, избивающий собаку по имени Бесценный Болван (уточню — так зовут собаку, а не карлика). Суть их конфликта сводится к древней притче про попа-собаковода, но исход вы в силах изменить. Не убивайте карлика — тогда собака обязательно атакует (как-никак, это ведь был ее хозяин!). Лучше попробовать с ним договориться — тогда ваш отряд пополнится очень сильным и неприхотливым четвероногим.
Возле кладбища также стоит Джефри Тарелонд-Эш, старый знакомый Перивана Смита и некромант-недоучка. Если в ваших жилах течет хоть грамм эльфийской крови, в кошельке звенит не меньше 10000 монет, а уровень обаяния не ниже плинтуса, он с радостью составит вам компанию.
Кинтара
Город светлых эльфов, этим сказано почти все. Темных эльфов сюда не пускают ни за что — такие тут нравы. Если подойти к Виспер эльфийским или полуэльфийским персонажем и рассказать свою грустную историю, она даст камень невидимости. Пожалуй, сложно придумать более полезный предмет.
А еще здесь разворачивается небольшая детективная история. У наставника Ярости есть ученик-гном, некто Йормунд. Причем он настолько надоел местным властям и жителям (город-то эльфийский!), что даже если вы убьете наставника — за решетку угодит все равно Йормунд. Мигом найдется уйма свидетелей, утверждающих, что видели вас в момент убийства в совершенно другом месте, тем самым обеспечивая надежное алиби. Черный корень
Возле железнодорожного туннеля вы без труда найдете крага-берсерка и ходячего мертвеца. А если свернуть направо — представится шанс поучаствовать в древнейшей игре хоббитов — отгадывании загадок на выживание. Сначала загадку предлагает один хоббит, потом другой и так далее. Всего их трое. Правильно ответив на все три, вы становитесь владельцем ценнейшей вещицы — камня вызова хоббита-мага 50-го уровня. Но бойтесь не отгадать третьей загадки. Даже если вы выживете в бою, отобрать вожделенный приз все равно не получится — нечестно взятый камень мгновенно выпивает всю жизнь.
Кстати — обратите внимание. Это именно то место, где в изобилии встречаются двухметровые хоббиты.
Очень необычная локация — портал, из которого толпами лезут монстры. Вообще говоря, ваша задача — его уничтожить, причем сделать это можно в любой момент. Но гораздо полезнее — воспользоваться ситуацией для повышения уровня. Кстати, бытует мнение, что ящерицы и медузы из портала никогда не заканчиваются. Это не так. Монстры кончаются, как только вы наберете пять уровней.
После закрытия портала подойдите к Лидии Камерон — получите немного денег для мага или шапку магнитной инверсии для техника. Обратите внимание — ее хорошее отношение к вам растет каждый раз, когда вы напоминаете ей об уничтожении портала. Повторять можно до бесконечности.
Каладон В Каладоне находится зоопарк, но директора чаще удается встретить возле пустошей Вендигрота. Можно уговорить охранников, и они сами покажут дыру в канализации, ведущую в склеп. Именно там и расположена могила странного типа — Насрудина — которую-то мы и искали.
На местном кладбище можно наконец прочесть полную версию считалочки про Фредди Крюгера, до этих пор встречавшуюся лишь по частям.
Найдя поблизости Артура Тайрона, вам представится возможность выполнить задание в лучших традициях Фокса Малдера — найти причину появления полуогров. Для этого придется отправиться на их остров, но крюк это не слишком большой.
Там же бегают два хоббита с волшебными бобами, которые уже набили оскомину у большинства игроков. Их функция — полное магическое лечение или воскрешение. А использовать бобы, на самом деле, проще простого — через инвентарь, если магический уровень составляет не меньше 50. Да здравствует Джек, вкупе со своим Бобовым стеблем — аллюзия уж просто очевидная.
Роузборо
Здесь можно неплохо разжиться на кладбище. В каждой свежей могиле лежит череп и 50-60 монет. Только не удивляйтесь, когда в таверне вы услышите волнующую историю, что в городе появился маньяк, разоряющий гробницы.
Если в Китаре вы удосужились захватить в компанию девочку по имени Ворон, то здесь, неподалеку от Кольца Брокгарда, она вдруг вспоминает о своей любви к красивым молодым мужчинам. Если дон Жуан в вашей персоне спит не слишком глубоким сном — срочно будите, он не окажется разочарован. Но учтите — девушка присоединяется только к добрым персонажам.
Тсен-Анг
Единственный город, где можно задаром переспать с темной эльфийкой. Кроме того, темные эльфы настолько низко котируются в Высшей Небесной Канцелярии, что от их убийства (по крайней мере, в Тсен-Анге) нисколько не снижается карма. Можете направо и налево резать местных жителей, точно зная, что вам за это ничего не будет.
Случайные встречи
На Просторах можно встретить директора зоопарка, плачущего о потере своей уникальной коллекции. В Мерцающем Лесу — понаблюдать за деревней хищников. А возле Тихих вод порой бродит настоящий Гигант (действительно — в образе кролика).
Еще время от времени вам досаждает призрак Аронакса. В принципе, вред от него не смертелен, но если хочется вообще разделаться с ним — держите в списке быстрых заклинаний «Оглушение». При первом появлении направьте заклятие на вредного призрака, а ваша группа довершит дело методом пинка. Призрак появляется трижды, после чего у него хватает ума больше не подходить к вам на расстояние пушечного выстрела.
Источник: http://arcanummania.3dn.ru/publ/1-0-0-0-1 |